Все о земле
Информационный ресурс
земельных вопросов
Поделиться

По вопросам земельных отношений

2323232

Как устроить земельные отношения в Казахстане и поднять сельское хозяйство в ближайшие 20 лет.

Первый и главный вопрос который сегодня надо ставить и решать – это создание национальной системы мониторинга и контроля землепользования и состояния земель и почвы.

На данном этапе развития сельского хозяйства страны без решения этого вопроса нельзя проводить реформирование земельных отношений и масштабное перераспределение земель между владельцами прав распоряжения землей сельскохозяйственного назначения (покупка, аренда).

Под национальной системой мониторинга и контроля использования необходимо понимать:

— завершение создания достоверного Земельного кадастра с присвоением земельного статуса по видам использования земель. В последние десятилетия произошла масштабная пересортица земель по видам назначения, часть пашни переведена в пастбища, часть пастбищ в пашни. Это связано с тем, что кто имел хорошие пашни и не мог обрабатывать переводил в разряд пастбищ. С другой стороны многие качественные луга и пастбища распахивались под пашню, как целинные земли, но при этом мы теряли высококачественные луга;

— проведение национальной достоверной оценки всех видов земель по баллам бонитетам – оценка их плодородия. Попытки взять за основы оценки плодородия почвы из данных учета советского периода может быть взята за основу, но возможны большие погрешности по многим землям. Так как последние годы периода развала плановой административной экономики, учет и статистка часто были недостоверны. Так же за период после 1991 года большие массивы земель использовались без соблюдения культуры севооборота. Ближние к селам поля нещадно эксплуатировались, дальние земли простаивали. Особенно это касается пастбищ. Вокруг сел многие пастбища вытоптаны;

— в последние годы происходило и происходит нерациональное использование многих земель занятых под подсолнечник, сою и другие культуры. Во многом это было обусловлено действующей тогда системой субсидирования. Десятки тысяч гектаров потеряли качество, произошло ухудшение плодородия почвы. Крестьяне имевшие относительно небольшие массивы земель 50-300 гектаров не имели возможности соблюдения для севооборота, в то же время необходимо было вести полевые работы для получения субсидий, плодородие почвы в таких хозяйствах сильно подсело;

структура и механизм получения субсидий по пашням были привязаны к вспашке, посеву, но никак не учитывались

результаты работы, то есть количество собранного урожая. Тем самым многие поля не убирались, так как уборка стоит денег, поля стоят с низкой урожайностью, поросшие сорняком, качество продукции получалось очень низкое. В последние годы появились требования к соблюдения севооборота для получения субсидий, но как только она получила развитие , этот вид субсидий был отменен.

— то есть в настоящее время обязательных требований по соблюдению севооборота практически нет и нет стимулов и контроля за соблюдением севооборота. Это делают только крупные хозяйства с большими пахотными площадями, для обеспечения урожайности и повышения процента использования пашни;

— реальная урожайность наших пашенных земель завышена. На протяжении последних лет приписки на районных уровнях объемов урожая стали постоянной практикой. Это нужно для отчетности и рейтингов, а также для оправдания субсидий и получения больших субсидий в следующем году. Если сравнить объемы производства в натуральных выражениях по налоговой и бухгалтерской отчетности всех сельскохозяйственных производителей, например по данным 2014 года, с данными статистики то легко обнаружить масштабы приписок. Приписки сильно искажают реальное состояние землепользования. Если привести статистику в реальное положение, то можно обнаружить реальное снижение урожайности, как отражение падения эффективности сельскохозяйственного производства, а значит снижения плодородия земель.
Таким образом, нужна масштабная ревизия состояния использования всех земель. Также нужно реально знать объемы реально неиспользуемых земель.
Но в стране нет институтов и организаций которые могут за 2-3 года провести такую работу. Единственными представителями государства в районах по вопросам земель и сельского хозяйства в районах являются:
— отдел предпринимательства и сельского хозяйства акимата сельского района (около 10 человек);
— отдел земельных отношений (5 человек);
— территориальная инспекция Комитета ветеринарного контроля (6 человек);
— частично занимается вопросами сельхозпредприятий районное управление по защите прав потребителей (больше как функции СЭЗ 9 человек);
— может быть подразделение РГП Каз СУ ;
— есть лицензированные агенты КГП Ветеринарная служба.
Мы видим что служащих ведущих мониторинг использования земли и контроля за землепользованием нет. Мало того выпали на районном уровне все вопросы фитосанитарного контроля и защиты растений. Контроля за использованием пастбищ нет вообще. Все скотопрогоны перестали существовать, так как эти участки земли переданы землепользователям.
Ветеринарная служба разорвана. Нет единой координации не только между областями, но и между районами одной области. Это одна из главных причин миграции эпидемий заболеваний скота. Ветеринарная служба успевает делать одну функцию – выдачу справок на перемещение скота и принятие решений о карантинах.
Таким образом , количественный состав и материально-техническое обеспечение этих органов не позволяет вовремя делать таки простые задачи как изменение земельных отношений, контроль за эпидемиологическим состоянием скота, проверка состояния полей и оценка урожайности, не говоря уже о проверки состояния почвы. Зачастую у всех указанных служб нет автотранспорта и бензина на выполнение своих функций.
Если даже по доброй воле многие производители захотят сделать анализы почвы, то придется везти пробы за сотни километров, так как сертифицированных организаций по измерению проб почвы всего несколько на всю страну, в основном они находятся в областных центрах. В настоящее время такие услуги не востребованы, так как в основном сельские хозяйства их не делают, нет обязательности. Но в случае масштабной ревизии земель их количество и мощность не покроют потребностей в масштабах всей страны. Анализ состояния почвы должны быть регулярными и качественными, так как это главный критерий для оценки правильности использования земли.
В настоящее время существует норма для изъятия земли, если на ней не проводятся агротехнические мероприятия, но не описано какие именно. Поэтому многие хозяйства проводят например вспашку, посев и не проводят уборку, следовательно они соблюдает требования закона по использованию земель.
Сейчас внедрена норма как основание для изъятия земель сельхозназначения на основании анализа почвы. За основу будут браться данные земельных кадастров советского времени. Но как отмечалось выше, во-первых, данные советского периода были не совсем точными, а также произошли изменения статусов земель в последние 20 лет, многие земли подверглись неправильному обороту. Второе, нет достаточных мощностей для проведения масштабных анализов проб почвы.
На республиканском уровне есть научно-исследовательские институты и научные центры при областных университетах, но они не имеют региональной сети, они оторваны от производителей, хотя в советское время они имели региональные филиалы, опытные участки, вели большую работу по районированию культур и пород скота. Такую работу никто не проводит.
Никакой работы по районированию новых культур не ведется в нашей стране. Если кто делает такую работу из крупных хозяйств, то это за свой счет и риск. В последние 20 лет появились в мире и в СНГ много новых культур , которыми могли бы быть очень эффективными в наших условиях. Но нет научного анализа их применения в наших условиях. Есть вероятность, что некоторые культуры нельзя применять , но нет контроля за внедрением новых культур и нет норм регулирования. Предусмотрены такие функции за Казгипроземом, но почти никто не обращается в эту организацию, так как у хозяйств нет на это денег и нет необходимости и обязательности таких видов работ и исследований.
В советское время в каждом районе были службы и организации:
— отрасли сельского хозяйства;
— защиты растений;
— мелиорации;
— ветеринарных служб;
— сельскохозяйственной химии;
— сельскохозяйственной техники;
— оросительных систем;
— станции районирования культур;
— опытные участники различных НИИ;
— службы земельного;
— отделы сельскохозяйственной статистики.
Все эти службы были представлены государственными органами, а функции также выполнялись многими специализированными предприятиями по техническому обслуживанию, материальному обеспечению, строительства сельхоз объектов, отделения различных НИИ, службы защиты почвы и ряд других.
Вопросы контроля использования земли, профилактика болезней, районирования культур, борьбы с эпидемиями, перемещения скота, ветеринарного и фитосанитарного обслуживания были централизованы и подчинялись единой политике хозяйствования.
В настоящее время мы не можем повторить и создать всю подобную инфраструктуру управления и деятельности всего сельского хозяйства. Хотя опыт деятельности советского периода требует пристального изучения. Это была громоздкая и неэффективная система управления.
В современном мире есть уже хороший продвинутый опыт существования государственных институтов сельскохозяйственной инфраструктуры.
Нам больше всего подошел бы опыт Аргентины, где создан, развивается и очень эффективно работает INTA – национальный институт аграрных технологий.
Это государственная организация существующая наполовину от средств государственного бюджета , вторая часть бюджета формируется за счет доходов от услуг, оказываемых всем сельхозпредприятиям. ИНТА покрывает всю Аргентину где есть с/х производство сетью своих подразделений.
Функции ИНТА;
— трансферт всех новых технологий от науки до фермеров;
— ведение культуры севооборота;
— контроль за состоянием земель, почвы, проведение замеров почвы и влаги;
— районирование культур и пород животных;
— селекционная работа;
— ветеринарный контроль и фитосанитарное обслуживание;
— внедрение техники;
— обучение и консультационное обслуживание предприятий как по вопросам сельского хозяйства, так по вопросам бизнеса;
— сертификация продукции;
— выдача всех разрешительных документов.
Благодаря деятельности ИНТА Аргентина создала самую эффективную систему сельского хозяйства, не основанную на государственных дотациях, так как денег на дотации и субсидии в стране постоянных кризисов просто нет. Но Аргентина стала видным игроком на мировом рынке по многим видам сельскохозяйственной продукции. Именно по тем по которым у нас самый большой потенциал экспорта.
Отделения ИНТА существуют во всех территориальных единицах Аргентины и они оказывают весь комплекс требуемых услуг для фермеров, перерабатывающих предприятий и обслуживающих предприятий.
Опыт ИНТА мы должны повторить и создать такую же национальную систему в Казахстане.
Чтобы повысить эффективность и скорость создания такого института возможно и необходимо применить принципы государственного частного партнерства. То есть привлечь в качестве партнера саму ИНТА из Аргентины для создание головной материнской организации. Региональные областные организации делать с участием акиматов областей. Районные подразделения делать в партнерстве с частными компаниями, имеющими материальную базу и кадры для начала деятельности районного подразделения.
Функции и методы работы условного называемого КазИНТА можно прямо брать с ИНТЫ, в которой уже разработаны все методы ведения сельскохозяйственного бизнеса.
В качестве подразделений КазИНТА включить все действующие службы и подразделения в сфере сельского хозяйства.
В качестве первоочередной деятельности КазИНТА должны стать:
— массовая ревизия всех земель на предмет использования;
— обновление земельного кадастра в части уточнения балов бонитетов сельскохозяйственных земель и точного разделения участков земель по их статусу (пашни, пастбища, луга, целинные земли, неудобицы, земли выбывшие с оборота…);
— проведение обследования качества используемых земель, на предмет содержания вредных веществ (перенасыщенность пестицидами и удобрениями, зараженность микробами).
Следует акцентировать внимание, что без такой работы любые меры по изъятию земель у недобросовестных землепользователей, передачу в аренду или дальнейший выкуп, определение кадастровой стоимости земли не будут
объективными и всегда будут причиной споров, волнений, протестов.
Указанные мероприятия по мониторингу использования земель и уточнению кадастра должны быть сделаны в первую очередь по не используемым землям, землям запаса, землям по которым государство проводит мероприятия по их изъятию. Эта может быть сделана в течении ближайших 3 лет.
Существуют современные технологии аэрофотосъемки (с борта специально оснащенного самолета) при которых за короткое время можно выявить не обрабатываемые земли, определить урожайность обрабатываемых полей, то есть качество земли и обработки, состояние пастбищ, лугов, выявить свалки и многое другое. На всю страну достаточно иметь четыре единицы такой техники, которые смогут 2-3 раза в год вести весь мониторинг состояния использования земель , объемы обработки пашни, сенокосы, количество скота на выпасах. Делается это путем облета территорий, ведения электронной съемки с точностью до 50 сантиметров по вертикали и горизонтали. Обработка всей информации проводится электронно специальными компьютерными программами, что повышает достоверность данных, их объективность. В настоящее время районные органы могут скрывать неиспользуемые земли.
Параллельно такая съемка даст полную картину состояния лесов, рек, загрязненных территорий, состояние дорог, ведение строительства.
Мы можем получить полную визуальную картину всей нашей территории. Чего у нас нет.
Следует отметить, что параллельно с ведением работ по мониторингу земель, необходимо завершить совершенствование земельного законодательства в части;
— правового определения неправильного использования земли, введения четких критериев и параметров. Нынешние определения уязвимы. Например, “неиспользование в течении двух последних лет”, достаточно просто провести вспашку и это будет уже использованием земли. Внедренные новые нормы определения состояния земли по анализу почвы, но описаны все процедуры проведения экспертизы почвы. Следует еще раз повторить для масштабного и массового проведения таких работ нет в настоящее время достаточных ресурсов и мощностей;
— определение и законодательное закрепление справедливых, экономически обоснованных ставок аренды или выкупа земли и земельного налога. В настоящее время такие ставки не приводят в эффективному хозяйствованию. Следует еще раз отметить, без достоверного кадастра земли с точными баллами бонитетов не возможно установить экономически выверенные ставки аренды, выкупа и земельных налогов;
— следует усовершенствовать действующее налогообложение , в котором накопились вопросы налогообложения для крупных аграрных предприятий, что не стимулирует укрупнение сельхоз предприятий. Укрупнение сельхоз предприятий – магистральное направление развития нашего сельского хозяйства;
— внедрить законодательно нормы севооборота, нормы применения пестицидов, химикатов, минеральных удобрений, установить предельные нормы внесения химикатов в почву и применения средств защиты растений, о чем будет сказано ниже. Наша цель – сохранить и приумножить естественное плодородие почвы и не допустить масштабное отравление почвы, как это произошло в ряде стран мира;
— установить и законодательно закрепить порядок водопользования и установить водосберегающие ставки за использованную воду, чтобы предотвратить нерациональное водопользование;
— законодательно закрепить порядок перемещения скота, для предотвращения переноса инфекций, восстановить скотопрогоны и установить законодательно порядок прогонов и перемещения скота.
На самом деле еще много, что надо закрепить законами и установить новые отношения, соответствующие современным методам с/х производства.
Мы должны понимать свое место на международном рынке продовольствия. Многолетний анализ ситуации на мировом рынке сельскохозяйственных товаров показывает, что самая главная ниша для производимых в нашей стране товаров должны стать продукция сельского хозяйства, выращенная в натуральных условиях и естественных циклах роста и воспроизводства, без масштабного применения пестицидов, гербицидов, средств химической защиты, минеральных удобрений и генномодифицированных семян.
Можно применять слово биологически чистой продукции, оно передает смысл , но не может быть применимо как общее определение. Биологически чистую продукцию определяют по конкретному продукту с конкретного участка земли.
В данном тексте можно называть такую продукцию полностью натуральной, поскольку любая продукция выращенная интенсивными методами теряет натуральность вкуса и натуральные качества.
В долгом кризисе сельского хозяйства страны , который тянется с последних советских пятилеток и продолжается сейчас есть один огромный плюс, который стал неоспоримым преимуществом нашего сельского хозяйства.
За последние 20-30 лет большие массивы сельскохозяйственных земель отдохнули от эксплуатации, те земли в которые в советское время вносилось много минеральных удобрений восстановились, химические элементы разложились, многие пастбища восстановились. Большие массивы земли не подвергались обработке.
Сегодня многие наши земли чисты от загрязнений, в них нет остатков пестицидов, минеральных удобрений. Земли отдохнули от безответственного хозяйствования.
Усиленное бездумное, преступное применение пестицидов, гербицидов, минеральных удобрений началось в последние 5-6 лет. Также много земли эксплуатировалось без соблюдения севооборота. Точные цифры такого варварства никто не скажет. Нет такого контроля.
Это касается в первую очередь занятых под;
— масленичными культурами;
— кукурузой;
— овощами;
— на поливных землях.
Масштабы нерационального опасного использования земель под указанными культурами нарастает. Особенно это касается южных областей страны, где стали масштабно применяться интенсивные методы использования земли, привнесенные от южных и восточных соседей. Кругом происходит скрытая субаренда земли, когда не способные землепользователи часто передают пришлым «фермерам» земли для производства, а те их нещадно эксплуатируют.
Так же интенсивные методы ведения животноводства в последние 4-5 лет стали активно и повсеместно применяться нашими предприятиями. Эти методы основаны на использовании очень вредных для потребителей стимуляторов и гормонов роста, опасных пищевых добавок в корма. Это происходит в выращивании КРС, овец, свиней, кур. Такие препараты ввозятся нелегально из Китая.
Таким образом, вредные для земель и для потребителей сверхинтенсивные аграрные методы производства стали широко распространяться в нашей стране. Делают это пока не иностранные инвесторы, это делают казахстанские землепользователи и сельхозпроизводители. Это реальная скрытая угроза как для будущего наших земель, так и для здоровья населения.
В тоже время такая продукция может попасть на экспорт, что будет подрывать имидж нашей страны на мировых рынках продовольствия.
Неконтролируемое применение сверхинтенсивных технологий возможно в силу абсолютного отсутствия в стране предельно допустимых норм применения пестицидов, гербицидов, минеральных удобрений, использования стимуляторов роста. Нет никакой системы измерения и контроля за состоянием почвы в данном аспекте. Нет систем контроля за производимой продукцией с точки зрения наличия в продуктах особо опасных вредных веществ. Максимально что могут делать наши органы надзора – это контроль на наличия болезнетворных микробов, и то это не всегда выполняется.
Вывод: нерациональное использование земель ведущее к их загрязнению, отравлению, потере плодородия и последующему выбытию уже сейчас получают большие масштабы в нашей стране. Это делаем мы казахстанцы, пока без участия иностранных инвесторов.
Если мы в ближайшие год-два не установим законодательно предельно допустимые нормы использование химических средств, то мы откроем двери для более масштабного загрязнения наших земель потенциальными иностранными инвесторами.
Работу по контролю за интенсивным использованием земель, наличия вредных веществ в почве, нельзя проводить только силами государственных учреждений, так как этих мощностей нет, вероятность неточных замеров велика в силу потенциала коррупции, но самое главное, нет квалификации.
Поэтому и предлагается партнером КазИНТА иметь авторитетную иностранную организацию, а региональные подразделения КазИНТА делать на принципах государственного частного партнерства с добросовестными компаниями. Проведение именно таких экспертиз должно стать первоочередной задачей такой организации.
При законодательном ограничении степени применения интенсивных технологий, налаживании национальной системы мониторинга мы может и должны провозгласить
Казахстан – мировой фермой по производству натуральной сельскохозяйственной продукции.
Что именно мы можем производить для мирового рынка:
— качественное чистое зерно различных видов;
— пастбищное мясо крс, мрс;
— масленичные культуры без применения избыточной химии;
— мясо всех видов выращенное без гормонов и стимуляторов;
— фрукты и ягоды;
— овощи и бахчевые.
Указанная натуральная продукция дефицитна на мировом рынке и имеет большую премию по цене. Только такую конкурентную продукцию мы можем предложить мировому рынку. Производить стандартную для мирового рынка продукцию мы не сможем в силу климатических условий, недостатка влаги, большого расстояния на транспортировку, низкой плодородности почвы.
Если мы хотим представить продукцию на экспорт, то только такую — чистую натуральную. Если мы не хотим быть аграрной экспортной страной, то привлечение иностранных инвесторов не требуется. Мы сможем легко обеспечить себя продуктами сами. Но у нас есть весь потенциал для того чтобы стать видной мировой аграрной державой.
Для обеспечения населения страны качественными натуральными продуктами также необходимо принять указанные выше нормы по использованию земли. Кроме того необходимо ужесточить стандарты продовольствия по применению, использованию и наличию в них различного рода искусственных добавок, стабилизаторов, заменителей вкуса.
Дать конкурентные преимущества нашим сельхоз производителям мы можем только ужесточением требований к продаваемым продуктам питания. Они должны быть предельно натуральными, свежими, ограниченными по искусственным компонентам. Наша пищевая промышленность выдержит конкуренцию, если только будет производить такую продукцию как для внутреннего рынка, так и для экспорта. Ни с какой стандартной продукцией наши пищевики не выдержат конкуренции, так крупные страны соседи всегда будут иметь конкурентное преимущество масштабов производства, которое делает продукцию дешевле.
Итак, мы должны принять законодательно все нормы обеспечивающие производство натуральной продукции.
После этого мы должны сделать послание всему миру – «Казахстан имеет чистые земли, мы нацелены на производство натуральной продукции, мы готовы стать мировой фермой качественной чистой натуральной продукции.»
И это не лозунг. Это магистральное и главное направление долгосрочного развития нашей страны, а не только сельского хозяйства.
При исчерпании наших природных минеральных и нефтяных ресурсов мы можем предложить миру только натуральные продукты питания, транспортную инфраструктуру, зеленую энергетику и природный туризм. Этого вполне достаточно, чтобы страна была богатой, чистой, благоприятной для проживания.
Экономики, основанные на природных ресурсах, приходят к закату.
У нас есть нами плохо ценимый нами ресурс — наша земля. Её надо сберечь, защитить, облагородить и сделать основным ресурсом будущих поколений.
У нас есть чистые земли, есть трудовые ресурсы, есть кадры, есть опыт менеджмента, но не хватает инвестиций.
Сельское хозяйство не выдержит ни каких процентных ставок. Если взять сейчас самые льготные 4-5 процентов, то с льготным периодом 4-5 лет, первые платежи уплаты процентов и возврата долга станут 16-25 процентов на капитал, такой рентабельности в с/х нет и не будет.
Для подъема с/х нужны прямые инвестиции.
Определенный потенциал есть у нашего бизнеса. В последние годы наметился сильный интерес со стороны отечественных бизнесменов из других секторов экономики инвестировать в сельское хозяйство. Этот процесс идет. Важно не сломать его креном к другим инвесторам.
Но потенциал отечественного бизнеса существенно меньше неосвоенного потенциала нашей земли. Иностранные инвестиции нужны. Но в тоже время надо понимать, что сельское хозяйство инертно, объемы производства ограничены естественным плодородием почвы, климатическими условиями, естественным воспроизводством скота. Тем более если мы будем ориентированы в направлении производства натуральных чистых продуктов.
Но сейчас самый главный лимитирующий фактор ускоренного развития сельского хозяйства — это трудовые ресурсы на селе. В стране есть свободные трудовые ресурсы. Они в силу кризисов переехали в города. Они вернутся в село при наличии рабочих мест и восстановлении жилья и социальной инфраструктуры на селе. Нужно время. Все те же 3-5 лет. При этом необходима государственный план восстановления социальной инфраструктуры и жилья в базовых селах.
Но даже при наличии этих условий потребуется 3-5 лет на повышение уровня квалификации работников. Но особенно важен менеджмент сельскохозяйственных предприятий. Они есть в городах. В последние года наметилась тяга образованной молодежи делать аграрный бизнес. Потенциал для формирования слоя квалифицированных управленцев на селе есть. Если это подкрепить национальной программой повышения престижности управленца сельского хозяйства, то в сельское хозяйство управленцами пойдут как люди зрелого возраста, так и молодые бизнесмены.
Вряд ли есть у кого в голове есть идея привлечения иностранной рабочей силы в сельское хозяйство страны. Такие идеи не пройдут. Они приведут к социальным конфликтам.
То есть, поднимать сельское хозяйство возможно и необходимо опираясь только на собственное население. Основными приоритетами развития сельского хозяйства на ближайшие 10 лет должны стать:
— возврат жителей в село;
— полное обеспечение населения качественным натуральным питанием;
— снижение безработицы среди населения.
Эти задачи мы вполне можем решить собственными силами. Производство продукции на экспорт могут стать главными приоритетами на более долгосрочную перспективу, но плацдарм и основу для такой работы надо начать создавать сейчас.
Таим образом целями развития сельскохозяйственного производства в перспективе до 20 лет должны стать:
— создание рабочих мест для граждан Казахстана;
— обеспечение населения натуральными продуктами питания;
— привлечение новых аграрных технологий в наше с/х;
— раскрытия экспортного потенциала страны, как производителя натуральной продукции.
Достигается это путем рационального использования земли, охраны и повышения их плодородия, вовлечение в оборот не используемых земель. Все это на основе национальной системы мониторинга использования земель и контроля почвы.
Все эти цели легко можно сформулировать в виде балансов производства, потребления и экспорта продукции. В таких балансах легко можно прогнозировать потребности в сельхоз оборудовании и технике, минеральных удобрениях, гсм, рабочей силе, также рост поголовья скота, потребность в кормовой базе и многое другое. Исходя из балансов потребления продукции и экспорта, можно посчитать количество необходимых земель для оборота, потребность в инфраструктуре на селе по пятилетним периодам на 20 лет.
Исходя из полученных цифр можно планировать создание таких важных, необходимых, сопутствующих производств как оборудование для систем полива, техники для безотвальных методов вспашки, нулевого сева, инфраструктуры хранения продукции и её продвижения на рынки, перерабатывающие производства, производств по производству биологических препаратов за защиты скота от болезней, средств защиты растений и многое другое.
Правильное масштабное развитие с/х даст основу для развития всей промышленности обслуживающей с/х. Сегодня такой промышленности практически нет, есть только несколько предприятий машиностроения с/х назначения. Например, одной из причин почему мы не можем победить эпидемии животных, является отсутствие микробиологических лабораторий для исследования вирусов и нет производства необходимых защитных препаратов. Покупка устаревших импортных препаратов не дает ничего, это все равно что с новыми модификациями вируса гриппа бороться вакцинами 5 летней давности.
Без обоснованных расчетов и балансов производства с/х продукции декларирование сотен миллионов долларов инвестиций в наше сельское хозяйство необоснованно. На что тратить огромные суммы денег, если нет достаточно сырья в виде произведенной с/х продукуции, нет достаточных квалифицированных трудовых ресурсов, разрушена и не восстановлена инфраструктура отдаленных сельских территорий.
Интерес со стороны иностранных инвесторов есть для инвестирования в нашу землю. Все прекрасно понимают, что главный лимитирующий ресурс будущего человечества – это вода и продукты питания, ресурсы связанные между собой.
При этом все больше возрастает потребность в натуральных продуктах питания. Уже доказано, что высокая доля синтетических элементов в продуктах питания становятся основной причиной раковых, сердечнососудистых , иммунных заболеваний. Спрос на качественные продукты питания в мире растет.
Во многих основных аграрных странах осталось мало о чистых земель. Практически нигде не остались большие площади натуральных пастбищ, культивация пастбищ во многих странах привела к потере разнообразия трав. У нас еще много таких пастбищ. Мясо скота выпаса на естественных пастбищах является самой дорогой категорией мяса на мировом рынке. В нашей стране на местном рынке высококачественное пастбищное мясо продается по той же цене как мясо больных животных и импортное замороженное мясо из складских резервов ЕС, так как нет классификации мыса по качеству и контроля качества мяса.
В мире основная часть мяса получается на откорме комбикормом с большой долей примесей и активаторов роста. Мы еще пока производим откорм на натуральных травах и натуральном зерне.
Мы можем обеспечивать мировой рынок натуральной чистой молочной продукцией. Мы производим молока сейчас в сотни раз меньше, чем производили ранее. В былые времена вся молочная продукция была натуральной. Сухое импортное молоко было дефицитом. Сегодня основная молочная продукция молочной промышленности на прилавках магазинов состоит из сухого молока и пальмового масла. Следы тысяч разрушенных молочных ферм видны по всем областям страны.
Достаточно поднять статистику производства сельскохозяйственной продукции в 80-ые годы, чтобы оценить наш потенциал по многим видам с/х продукции. Земля физически та же.
Весь мир реально оценивает наш потенциал.
Если мы правильно структурируем предлагаемую концепцию, то желающих инвестировать в сельское хозяйство страны будет существенно больше чем возможности приема иностранных инвестиций.
При этом будут инвесторы со многих регионов мира: это юго-восточная Азия, страны Персидского залива, Иран, Турция, Канада, Австралия, Новая Зеландия, естественно Китай, хотя огромные возможности есть и в России, но российские компании тоже проявляют интерес.
Нам важно присутствие инвесторов с разных регионов мира. Во-первых, для диверсификации экспорта продукции. Во-вторых, для трансферта аграрных технологий из продвинутых аграрных стран.
Следует еще раз акцентировать: объемы иностранных инвестиций должен быть планируемым, сбалансированным с трудовыми квалифицированными местными кадрами и планами производства высококачественной натуральной продукции для экспорта и внутреннего потребления. Производство такой продукции должно вести к повышению плодородия почвы, а не к ее истощению.
Инвестиции в с/х страны должны быть диверсифицированы с учетом региональных направлений экспорта и задачами трансферта современных аграрных технологий.
Какие формы привлечения иностранных инвестиций могут быть в условиях отсутствия прав на частное владение землей для иностранных лиц?
Самая правильная и перспективная для казахстанских с/х компаний форма привлечения иностранных инвестиций — это контракты на будущие поставки продукции и их префинансирование. То есть казахстанская компания получает инвестиции под обязательства поставлять в будущем периоде продукцию оговоренного качества по оговоренной цене.
В настоящее время в нашей стране такая форма привлечения инвестиций имеет место в очень ограниченном масштабе, только в основном между давними партнерами.
Главное препятствие для таких инвестиций в настоящее время – это валютные риски в условиях непрогнозируемых курсов валют. В тоже время все наши действующие с/х компании находятся в зоне рисков, связанных как со сменой норм регулирования с/х производства, отсутствием работающей системой страхования погодных рисков, эпидемиями скота, ненадежная транспортная логистика и др.
Но по мере укрепления наших предприятий и создания предложенной национальной системы управления с/х сферой, привлечение инвестиций под будущие поставки должна стать основной.
Очень актуальной и перспективной может стать форма сотрудничества между крупными казахстанскими аграрными компаниями, созданных гражданами Казахстана, с крупными иностранными аграрными компаниями. Действующее законодательство позволяет это сделать. Иностранная компания совместно с нашей компанией могут создать совместно инвестиционный фонд. В капитал фонда будет создавать путем внесения имущества казахстанской компании (кроме прав владения и распоряжения землей), с иностранной стороны могут вноситься денежные средства, техника, технологии. Фонд проводит совместное управление активами, получают продукт как результат совместной деятельности и разделяют прибыль. Казахстанский инвестор получает дополнительно оговоренные заранее роялти за землю, которые идут на оплату всех плат за землю перед государством, либо могут быть направлены на приобретение новых земель. В случае распада фонда по различным причинам, земля может оставаться в собственности казахстанской компании либо может быть изъята в пользу государства, если остались невыполненными обязательства перед государством или перед организациями с государственным участие (банки, лизинговые компании).
При таком подходе не нарушаются требования закона о запрете иностранным компаниями владеть землей, создается организационная форма деятельности для работы на земле. Для этого надо будет разработать дополнительные меры защиты иностранного инвестора со стороны государства. Это не сложно. Интерес к такой схеме инвестирования есть со стороны иностранных инвесторов и это самая правильная форма привлечения иностранных инвестиций в сельское хозяйство в настоящий период.
Цель фонда инвестирование в фермы, которые могут принадлежать как данной компании участника фонда, так и другим аграрным компаниям.
При правильном развитии через 20 лет такая форма привлечения инвестиций должна быть доминирующей в общем объеме привлечения инвестиций
В настоящее время трудно привлечь иностранные инвестиции в сельское хозяйство без создания иностранными инвесторами комплексных аграрных предприятий с контролем аграрных технологий на земле, хранения урожая, переработки и экспорта продукции. Они будут стремиться вполне обоснованно к созданию вертикальных с/х компаний.
То есть им нужна аренда земли.
Вполне обоснованы беспокойства о возможной нерациональной эксплуатации земли со стороны иностранных инвесторов. Но как уже отмечено выше , такая угроза плохого использования земли уже происходит со стороны отечественных компаний.
Исключить возможности нанесения ущерба земле, обеспечить улучшение её плодородия можно только установлением законодательных норм использования земли путем правильного севооборота, установление предельно допустимых норм внесения химических соединений, производство только натуральной продукции законодательно установленного качества как для внутреннего потребления так и для экспорта.
Для контроля исполнения таких законодательных норм должна быть создана система КазИНТА.
Только при таких условиях возможно сохранение земли. При таких условиях аренда земли иностранными компаниями сроком на 25 лет полезна для страны, если такие компании создают рабочие места для местного населения, создают перерабатывающие мощности, способствуют трансферту в нашу страну передовых аграрных технологий, открывают свои региональные рынки сбыта для экспорта нашей продукции.
Необходимо законодательно устанавливать объемы земель предоставляемых в аренду иностранным компаниям, устанавливать квоты аренды земель для компаний из разных регионов мира.
Также возможно и необходимо предусматривать обязательное партнерство иностранного инвестора с отечественной компанией имеющей опыт работы в сельском хозяйстве. Список таких компаний может быть составлен Правительством и потенциальные инвесторы могут выбрать из партнеров.
Возникает вопрос льготного налогообложения для сельхозпроизводителей. Он создан для отечественных компаний. Для иностранных компаний в сфере с/х можно оставить такой же режим, так как создание двух разных налоговых режимов приведет к трудностям налогового администрирования. Но необходимо устанавливать роялти за пользование землей для иностранных компаний, начислять и взыскивать такие роялти при экспорте продукции.
Необходимо устанавливать механизмы контроля трансферного ценообразования на продукцию производимую иностранными компаниями, поскольку они могут легко завышать затраты путем ввоза с/х техники, оборудования по переработке продукции, химикаты и прочее по завышенным ценам, тем самым занижая корпоративный подоходный налог, который должен быть повышен для иностранных компаний. Все что мы не взыщем здесь, они заплатят в бюджеты своих государств, так устроено современное мировое налоговое законодательство для международных компаний.
Особо следует иметь ввиду на не желательность создания крупных вертикальных комплексов иностранными компаниями на территории некоторых регионов, если там отсутствуют альтернативные отечественные или другие иностранные предприятия по переработке в пределах эффективной транспортной доступности. В противном случае такая крупная компания может диктовать локальные цены на закуп сырья, кормов, скота для откорма или для забоя, в ущерб местным производителям.
Для повышения конкуренции важно способствовать появлению других иностранных инвесторов на сопряженных территориях, в таком случае риски недобросовестной конкуренции и локального монополизма сгладятся, если тем более такие компании имеют различное страновое происхождение.
Экспорт в различные направления мирового рынка позволит снизить риски зависимости колебания цен на региональных мировых рынках. А так же наличие поставок в разные регионы мира будет придавать прозрачность и объективность экспортному ценообразованию.
Как уже отмечалось ранее, по мере развития отечественных производителей квота на аренду земель иностранными компаниями должна снижаться.
Таким образом принципиальный вывод – создавать условия для привлечения иностранных инвестиций в сельское хозяйство страны путем предоставления земли в аренду можно и необходимо, но делать это нужно только в рамках очень продуманной хорошо разработанной перспективной стратегии развития сельского хозяйства страны на долгосрочную перспективу. Основы такой стратегии здесь изложены. Такая долгосрочная политика может быть начата только при наличии продуманной законодательной базе, защищающей наши земли от хищнического использования и обеспечивающей производство только качественной натуральной продукцией для населения и для экспорта.
Система контроля за использованием земли в рамках данной стратегии должна быть прозрачной для всего населения страны.
Поскольку граждане страны сейчас не видят как правильно будут развиваться земельные отношения в стране, не видят какие возможны перспективы для развития с/х производства и сельских территорий, как правильно должны использоваться земли, как не допустить их истощения, как защитить наши трудовые ресурсы, то беспокойства по этому вопросу обоснованы, и это ведет ведет к социальным волнениям.
Относительно принятых законодательных норм в части изменения земельных отношений следует сказать (персональное мнение автора);
— предоставление права выкупа земли гражданами Казахстана с рассрочкой оплаты на 10 лет правильно. Это выгодно хорошим землепользователям;
— надо сохранить право предоставления незанятых земель в аренду новым кандидатам землепользователям, можно вести понятие аренда с испытательным сроком для тех граждан Казахстана , которые хотят получить земля для начала новых проектов на основании конкурсов;
— повышение ставок аренды земель правильное, но надо подкреплять это обоснованными расчетами и разъяснениями, повышение ставок должно приводить для стимулирования перераспределения неэффективно используемых земель к тем то их может использовать эффективно;
— расширение сроков предоставления земель в аренду иностранным лицам логичное и правильное, но при условии создания национальной системы мониторинга за использованием земли и установлении стандартов производимой продукции;
— изъятие неиспользуемых земель и их передача новым фермерам правильное направление, но при условии наличия строгой законодательной базы определяющей полно сами понятия “неправильного использования земли” и наличия транспарентной системы экспертизы и процесса контроля за землепользованием.
Следует добавить, что принятые решения по передачи многих прав по передачам земель в аренду и решения о продаже земли на районные уровни не привели к транспарентности смены прав собственности и распоряжения на земли с/х назначения. Этот порядок надо совершенствовать и придавать публичность всем процессам для привлечения мнения населения и бизнеса.
Передачу земель в аренду иностранным компаниям надо делать на основе международных конкурсов для привлечения потенциальных инвесторов из различных регионов мира. Следует понимать, что хорошие добросовестные инвесторы придут только при условии правильного законодательства, четко формулированных правил игры . Значит такая работа по разработке, принятию, внедрению вышеизложенных норм не требует отлагательства.
В ближайшие 3 года надо создать такое законодательство.
Параллельно создавать национальный институт мониторинга и контроля за использованием земли и производимой продукции, трансферта аграрных технологий. В течении 5 лет обеспечить его полное функционирование.
В ближайшие 3 года провести полную инвентаризацию неиспользуемых и не правильно используемых земель, начать и провести процедуры их изъятия.
Привлечь в течении 3 лет национальных инвесторов в сельское хозяйства страны, предавая на условиях испытательной аренды земли под новые проекты. Те кто хочет и может инвестировать в землю мог бы реализовать такое право, что бы после 3-5 летнего периода не было недовольных голосов, что не смог получить земли.
В течении 3-5 лет сформулировать четкие правила игры, цели и задачи для потенциальных иностранных инвесторов в наше сельское хозяйство. Определить земли на которые будут объявлены международные конкурсы.
Особо следует обсудить и решить вопрос использования земли под залог. В настоящее время большие массивы земель находятся под залогом в банках. Есть залоги с просроченными кредитами. Изъятие их в пользу государства не предусмотрена. В то же время не решены вопросы распоряжения банками залоговыми землями. Ситуация в тупике. В подавляющей массе залоговая стоимость очень низка, так как низка стоимость аренды или балансовая стоимость заложенных земель. Государство и банки должны решить в срочном порядке этот вопрос, чтобы в ближайшие 2 года ввести эти земли в работу и передать компаниям, способным эти земли обрабатывать.
Будет более правильно на данном этапе ввести мораторий на использование земли сельскохозяйственного назначения в качестве залога, так как в общей стоимости залогового имущества стоимость земли не является быть высокой, так же наиболее ценным ресурсом для залога является все остальное имущество компании. Банки брали землю в залог для порядка, но в общей схеме снижения рисков возврата кредитов со стороны аграрных компаний земля в настоящее время не является критической частью рисков. Основные иски возникают от неграмотной деятельности, либо от погодных условий, либо от валютных рисков, других факторов внешней среды.
Выведение земли сельскохозяйственного назначения как объекта залога, поможет более эффективно решать вопросы передачи земли от компаний банкротов, несостоятельных компаний, компаний нарушающих условия использования земли.
При выполнении изложенных направлений развития с/х мы вполне можем сделать сельское хозяйство нашей страны ведущей отраслью экономики в ближайшие 20 лет, как раз в тому времени когда начнется спад нашей сырьевой индустрии.
Несомненно, вопросов попутных и сложных для решения еще очень много, в данном тексте не ставилась задача охватить все вопросы. Основная цель автора изложить цельное комплексное видение текущей ситуации, ведущее к нынешним социальным тревогам населения страны, и предложить цельное перспективное видение развития всего сельского хозяйства, как отрасли влияющей прямо на жизнь всех граждан Казахстана.
Есть еще важные аспекты связанные с глобальным изменением климата и его влиянием на наше сельское хозяйство и нашу жизнь. Этим никто не занимается. Но однозначно, понятно, что нам надо уже приступать к созданию масштабной системы водонакопления и ирригации. Надо очень серьезно заняться проблемами трансграничных вод. Без решения этих двух вопросов всё будущее сельского хозяйства страны не выглядит хорошим, а значит может не быть хорошего будущего у всей экономики в целом. В таком случае всё предлагаемое здесь останется просто концепцией.
(Автор может вносить дополнения в материал без изменения сути позиции, редакции в первоначальный вариант возможны только стилистические. Дополненные абзатцы выделяются курсивом.)
Автор: Zeinulla Kakimzhanov (Facebook)

На сколько хватит запасов зерна в Казахстане

Министр сельского хозяйства РК Сапархан Омаров сообщил, сколько запасов зерна имеется в наличии в …

Какую поддержку на сегодня получают сельхозники от государства

Директор коммандитного товарищества «Зенченко и К» Геннадий Зенченко рассказал, какую поддержку на сегодня получают …

По итогам года мы должны перерабатывать 50% зерновых – аким СКО

На коллегии управления сельского хозяйства аким Северо-Казахстанской области Кумар Аксакалов поручил увеличить объемы переработки …