Все о земле
Информационный ресурс
земельных вопросов
Поделиться

Ответы на вопросы казахстанцев

— Кто может купить землю в частную собственность?

Ни один иностранец не имеет права покупать ни сантиметра земли Казахстана. Казахстанцы могут купить землю сельхозназначения в частную собственность, во-первых, по льготной цене (50%), выкупая арендованную землю с рассрочкой до 10 лет, и во-вторых, через аукцион. На иностранцев данная норма не распространяется. Хочу подчеркнуть, что из 100,8 млн га земель сельхозназначения, которые сейчас находятся в обороте, 1,3 млн га. земли находятся в частной собственности у граждан Казахстана, а 99,5 млн га — в аренде. Традиционно на этих землях выращивают различные зерновые, масличные, кормовые, овоще-бахчевые и плодовые культуры и занимаются животноводством — мясо-молочным производством. По итогам 2015 года объем сельхозпроизводства в денежном выражении составил 2,7 трлн. тенге.

Из 99,5 млн га у иностранцев находится всего лишь 65 тыс. га земли – а это приблизительно 0,06% — и только в аренде. Но стоит отметить, что из них наибольшая часть – 45 тыс. га —  арендована совместными предприятиями, долями в которых напрямую владеют казахстанцы. К примеру, в Акмолинской области в 2010 году было создано совместно с Американской компанией Global Beef (доля в капитале 15%) ТОО «KazBeef Ltd». Предприятие имеет земельный участок общей площадью 154,8 тыс. га, в т.ч.: пашни–13,2 тыс.га, пастбища – 141,6 тыс.га.

Компания одной из первых в стране начала завоз чистопородного скота пород ангус и герефорд, начав путь к построению полного цикла производства высококачественной говядины. Уже по итогам 2015 года экспортировано 214 тонн высококачественной говядины. На предприятии сегодня работают около 85 человек, из них нет ни одного иностранного работника.

Также в Северо-Казахстанской области реализуется создание пилотного кооператива с участием китайских инвесторов по производству и переработке масличных культур. Данный проект включает кластерный подход, это производство семян масличных культур на площади 12 тыс. га и его глубокая переработка с выпуском растительного масла — строительство маслоэкстракционного завода. Всего кооператив объединяет 9 сельхозтоваропроизводителей.

Примерное распределение арендованных земель в ряде регионов следующее: в Актюбинской области — 29 тыс. га, Жамбылской – 13,5 тыс. га, в Акмолинской – 8,6 тыс. га.

При этом россияне арендуют 10 236 га, резиденты Китая — 282 га, ОАЭ — 859 га, Турции — 7 га и прочие.

— Насколько законодательство исключает возможность для иностранцев находить обходные пути для получения земли в собственность?

Законодательством устанавливается не только запрет на приобретение иностранцами земель сельхозназначения в частную собственность, но и предусматриваются механизмы, исключающие возможность для иностранцев обойти этот запрет.

Если иностранец попытается приобрести земельный участок в собственность, используя ухищрения, такие как фиктивный брак, покупка доли в ТОО или просто захочет купить землю на вторичном рынке, то в органах юстиции ему в любом случае будет отказано в регистрации таких прав.

Юридически, без такой регистрации, право собственности не возникает.

Таким образом, государство через процедуру регистрации в органах юстиции контролирует соблюдение ограничений, установленных для иностранцев.

Более того, о наличии законодательного запрета иностранный гражданин и потенциальный продавец земельного участка узнают, когда придут к нотариусу для заключения сделки.

Государство позаботилось об установлении запрета нотариусам удостоверять такие сделки, вплоть до привлечения к ответственности. При этом сделка не будет иметь правовых последствий.

— Кто может взять землю в аренду?

По новому законодательству земли в аренду будут предоставляться иностранцам через конкурс. Правительство утверждает максимальный размер земли в одни руки для иностранцев по каждому району области. Например, в Акмолинской области, Шортандинском районе – это 1000 га. Условия конкурса таковы, что потенциальный арендатор в обязательном порядке должен предоставить план использования земли. Государство гарантирует жесткий и систематический контроль над проведением конкурса и соблюдением требований по использованию земли. Если иностранцы нарушают наши требования, мы имеем право расторгнуть контракт и изъять земельный участок у них. С правилами рационального использования земель сельхоз назначения, вы можете ознакомиться по ссылке: http://adilet.zan.kz/rus/docs/V1500011549

— Может ли гражданин Казахстана выкупить землю, взятую в аренду?

Да, может. Для казахстанцев предусматриваются особые льготные условия: выкуп арендованной земли за полцены в рассрочку до 10 лет. На иностранцев данная норма не распространяется.

— Сколько стоит земля?

Стоимость конкретного земельного участка определяется в соответствии с базовыми ставками, и информация об этом находится на сайте http://adilet.zan.kz/rus/docs/P030000890.

К базовым ставкам применяются поправочные коэффициенты в зависимости от качественного состояния земельного участка, его местоположения, водообеспечения, удаленности от центров обслуживания и т.д.

К примеру, чем дальше земельный участок от населенного пункта, объекта инфраструктуры, тем ниже понижающий коэффициент.

Стоимость осуществляется индивидуально по каждому земельному участку.

Окончательная цена земельного участка определяется аукционом.

— Есть сомнения, что аукцион и конкурсы проходят открыто и честно. Что делается в этом направлении?

Законом четко установлен порядок проведения торгов, аукцион — для граждан, конкурс — для иностранцев.

Механизм проведения торгов исключает коррупцию при распределении земель. Аукцион по своей сути обеспечивает принципы гласности, состязательности между потенциальными покупателями и открытую конкуренцию.

— Кто контролирует долю иностранной рабочей силы в стране? Есть также опасения, что иностранцы займут рабочие места при создании совместного предприятия.

По притоку иностранных граждан в Казахстан хотелось бы пояснить, что за 5 лет количество иностранцев, прибывающих в Казахстан, практически не меняется. Ежегодно у нас в республике в среднем с различными целями въезжает (регистрируется) более одного миллиона иностранных граждан. Это туристы, командировочные, студенты, рабочие и пр. Из них в основном (80-90%) — это граждане стран СНГ.

Трудовая деятельность иностранных работников в Казахстане регулируется через квоты, т.е. постановлением правительства устанавливается максимальное количество иностранцев, приезжающих в нашу страну на заработки. Эта квота не превышает 0,7% от экономически активного населения. Например, в 2016 году квота составила 63 тыс. человек. В предыдущем году размер квоты был примерно такой же, однако в 2015 году было выдано всего 32 тыс. разрешений. Таким образом, квота была освоена всего на 50%.

При этом, квота предусматривает привлечение квалифицированных работников, дефицит которых отмечается на отечественном рынке труда. Из них только 2054 человек приехало для сельскохозяйственных работ.

— Не лишатся ли казахстанцы своих ранее арендованных земель при внедрении законодательных норм?

Принятым Законом не отменяется предоставленное ранее право аренды действующих землепользователей.

Никто не заставляет их выкупать арендованную землю прямо сейчас. Они могут использовать ее до окончания срока аренды.

При этом, действующим землепользователям предоставляется право выкупа в частную собственность ранее предоставленных в аренду земельных участков со скидкой в размере 50%.

Кроме того, данную сумму возможно оформить в рассрочку сроком до 10 лет.

(В соответствии с Законом РК от 2 ноября 2015 года «О внесении изменений и дополнений в Земельный кодекс Республики Казахстан», статья 171 Земельного кодекса).

— Для чего Казахстану необходимо привлекать иностранные инвестиции в сельское хозяйство? Разве мы сами не можем освоить свои земли?

Несмотря на активное развитие отечественного сельского хозяйства, наша страна имеет большой неиспользуемый потенциал. К примеру, Казахстан обладает 147 млн. га пастбищ и граничит с двумя странами, крупнейшими потребителями говядины. Это Россия и Китай, которые закупили говядину в 2014 году на сумму более 4 млрд. долл. США. При таких потенциальных потребителях мы не используем наши возможности.

А в чем же причины? Основная причина – это недостаток инвестиций в сельское хозяйство, связанный с высокими финансовыми затратами производства, большим сроком его окупаемости, отсутствием инфраструктуры на селе, включая объекты по переработке и хранению сельхозпродукции и соответственно оттоком кадров.

А нехватка инвестиций в свою очередь проявляется, в первую очередь, в низкой технической оснащенности отрасли (80% парка сельскохозяйственной техники области изношено).

Во-вторых, из-за низкого финансового обеспечения многие крестьяне, не используя удобрения, снижают плодородие почвы.

Кроме того, исторически казахи были самыми умелыми животноводами, и сегодня фермеры восстанавливают былой потенциал отрасли. А вовлечение инвестиций привело бы к активному развитию этого направления.

При этом приток инвестиций в сельское хозяйство в 2015 году составил 167,0 млрд. тенге, что в 23 раза меньше, чем в промышленность. Поэтому привлечение иностранных компаний в развитие агропроизводства позволит внедрить новые агротехнологии, сельхозтехнику, семенной материал, удобрения и др.

Мы, казахстанцы, будем употреблять свои отечественные продукты: мясо, фрукты, овощи, выросшие на нашей земле. А иностранные компании при этом будут платить налоги, создавать рабочие места, улучшать инфраструктуру села, повышать квалификацию наши работников. Мы должны стремиться к обеспечению продовольственной безопасности, снижению импортозависимости, а также увеличению экспортного потенциала.

Более того, в Казахстане существуют благоприятные условия для производства органической продукции, которая проявляюется прежде всего в исторически низком уровне химизации земель и платежеспособности близлежащих рынков.

В конце 2015 года мы приняли закон о производстве органической продукции, который позволит нам создать систему поддержки и регулирования органического производства, позволяющую обеспечить население продукцией высокого качества, а производителей — справедливой ценой.

Имеются также и глобальные предпосылки.

Первое, это рост населения. С учетом прогнозов по росту численности населения, к 2050 году необходимо будет производить на 60% больше продовольствия, чем сейчас, а в развивающихся странах — в 2 раза больше нынешнего объема.

И второе, мировой сельскохозяйственный потенциал истощается, что может привести к значительному росту дефицита продовольствия.

Поэтому, учитывая сравнительно небольшое собственное население, Казахстан будет играть важную роль в стабилизации и улучшении продовольственной ситуации в мире.

Мировая практика показала, что только окупаемость средств, вложенных в сельское хозяйство, составляет минимум 10 лет, а извлечение прибыли и дальнейшее развитие этого производства требует более длительного срока.

Например, срок аренды для иностранцев в России составляет 49 лет, в ОАЭ – 99 лет. И это не случайно.

— Вопросы получения гражданства (фиктивные браки, получения гражданства супругами Казахстанцев и получение ими доли земли).

В гражданство Республики Казахстан могут быть приняты иностранцы, постоянно проживающие на территории Республики Казахстан не менее 5 лет, либо состоящие в браке с гражданами Республики Казахстан не менее трех лет.

Данная норма урегулирована статьей 16 Закона Республики Казахстан «О гражданстве».

В случае, если для получения гражданства иностранец заключил фиктивный брак с гражданином/гражданкой Республики Казахстан, то в таком случае полученное иностранцем гражданство Казахстан аннулируется.

Это также четко урегулировано законодательством Казахстана. Так, пунктом 6) статьи 21 Закона Республики Казахстан «О гражданстве» предусмотрено, что гражданство Республики Казахстан утрачивается, если брак с гражданином Республики Казахстан, послуживший основанием для приобретения лицом гражданства Республики Казахстан, признан судом недействительным.

— Какими объективными показателями доказано, что введение частной собственности на земли сельхозназначения в нашей стране привело к их более эффективному использованию по сравнению с долгосрочной арендой (в мировой практике нет убедительных доказательств экономического преимущества частной собственности на землю перед ее арендой)?

Когда человек имеет в частной собственности землю, он к этой земле относится ответственно, использует ее, зарабатывает на ней деньги. Однако, получив землю в аренду и заплатив за аренду мизерные деньги (в среднем 200 тг/га), казахстанские граждане не заботятся о земле.

По результатам инвентаризации сельхозземель (2012-2014 годы) выявлено 19,2 тыс. земельных участков на площади 7,4 млн.га неиспользуемых земельных участков.

Также установлено снижение уровня плодородия почв.

Анализ показал, что в большой степени не используются либо используются с нарушением законодательства именно земли, находящиеся в аренде, поскольку главной целью арендаторов, как правило, является эксплуатация полезных свойств земли, как природного ресурса, без вложения каких-либо средств на восстановление его полезных свойств, по принципу получения «сиюминутной прибыли» в течение срока аренды.

Не все нынешние арендаторы используют землю добросовестно, не внедряются современные технологии по возделыванию земли.

В связи с чем, в рамках 35-шага Плана наций приняты меры по обеспечению эффективного и рационального использования земель сельхозназначения путем внедрения механизмов по передаче их в частную собственность.

— Какой будет дальнейшая судьба сельхозучастников: а) если после их приобретения в собственность участие зарубежного капитала в совместных компаниях-покупателях будет расширено до доли свыше 50 процентов; б) если они будут фигурировать в качестве залога в иностранный банк?

В соответствии со статьей 24 Земельного кодекса, юридическим лицам, в уставном капитале которых доля иностранцев составляет более чем 50%, могут обладать земельными участками сельхозназначения только на праве аренды сроком до 25 лет.

В случае увеличения участие (доли) зарубежного капитала в юридическом лице, согласно требованиям статьи 66 Земельного кодекса, участок должен быть отчужден или переоформлен на право аренды в течение 3-х месяцев.

В случае неисполнении указанных требований законодательства местный исполнительный орган по местонахождению земельного участка направляет иск в судебные органы об изъятии земельного участка в государственную собственность.

В случае, если даже казахстанская земля будет передана в залог в иностранный банк, то иностранный банк не сможет приобрести право собственности на нее.

Справочно: согласно статье 24 Земельного кодекса (в редакции, вводимой в действие с 1 июля 2016 года), иностранные лица могут обладать земельными участками сельскохозяйственного назначения только на праве временного землепользования на условиях аренды сроком до двадцати пяти лет.

И в этом случае, в соответствии с пунктом 1 статьи 66 Земельного кодекса, иностранное лицо должно принять меры в течение трех месяцев по отчуждению земли или переоформлению права на землю. В случае неисполнения этого требования, местный исполнительный орган области, города республиканского значения, столицы, района, города областного значения подает иск о возврате земельного участка по его месту нахождения.

— Как будет продаваться земля?

Участок на аукцион будет выставляться дважды методом повышения стоимости. Если за это время не найдется покупатель, то будет проведен ещё один аукцион, в котором цена может быть снижена до 50%. Если и в этом случае не будет желающего купить, то участок снимут с аукциона. Аукционы вводятся для прозрачности сделок. В них могут участвовать только граждане и юридические лица Республики Казахстан.

(Ст. 48-1  и 171 в редакции от 1 июля 2016г. Земельного Кодекса РК, Приказ МНЭ №290 от 31 марта 2015г.)

— Получается, государство таким образом хочет пополнить бюджет за счет продажи земли?

Во-первых, средства, поступающие от продажи государством земельных участков сельскохозяйственного назначения зачисляются в Национальный фонд, а не в бюджет.

Во-вторых, как таковой цели получить государством дохода от продажи земли нет. Основная идея – это вовлечение земли в экономический оборот.

— Если иностранцам нельзя купить землю, то что можно?

С 2001 года иностранцам отдавали земли сельхозназначения

в аренду на 10 лет.

Начиная с 2011 года,  иностранцы и юридические лица, в уставном капитале которых доля иностранцев составляет более чем пятьдесят процентов, могут использовать земельные участки сельскохозназначения только на праве аренды сроком до 10 лет.

А с 1 января 2015 года этот срок увеличили до 25 лет. Это связано с тем, что в сельском хозяйстве низкая рентабельность и нужны большие инвестиции, поэтому они долго окупаются, в среднем до 10-15 лет.

— Сколько земли в Казахстане находится в аренде и сколько можно продать?

Общая площадь земель для ведения сельского хозяйства, которая находится в аренде, составляет 99,5 млн. га.  При этом лишь 1,3 млн. га находятся в частной собственности. Из этих земель площадь пастбищ – 68, 4 млн. га.

С 1 июля 2016 года акиматы планируют выставить на аукцион 1,7 млн. га из земель запаса. Всего государственных земель запаса 100,1 млн. га и надо отметить, что необводненные пастбища составляют львиную часть или 78, 5 млн. га.

— Какова ситуация с иностранными инвестициями в сельское хозяйство? И сколько земли у них в аренде на сегодня?

Из 99,5 млн. га арендованной земли у иностранцев находится всего лишь 65 тыс. га земли – а это приблизительно 0,06%.  Все остальное находится в аренде у казахстанцев и казахстанких компаний.

К примеру, крупнейшая агропромышленная транснациональная корпорация Inalca Eurasia, входящая в структуру итальянской группы Cremonini, приняла решение об инвестировании в казахстанскую компанию «Актеп», занимающуюся производством мяса, более 100 млн. евро. Уже построен современный мясоперерабатывающий завод с годовой мощностью 7200 тонн мяса. В текущем году объем экспорта составит 12 тыс. тонн.

— Что будет с земельными участками, уже взятыми в аренду до 49 лет?

Норма о сдаче земли в аренду до 49 лет была введена ещё в 2003 году, когда принимали Земельный кодекс. После 1 июля 2016 года все договора на аренду сохраняют свою силу, их никто трогать не будет. Более того, у нынешних арендаторов, граждан и юридических лиц Казахстана, появится возможность наконец выкупить эти участки на льготных условиях. Для этого нужно будет написать заявление в акимат. Там составят договор прямой продажи, то есть без аукциона, и арендатор становится собственником земли. При этом стоимость земельного участка составит 50 процентов от кадастровой стоимости, и арендатор сможет выкупить участок в рассрочку на 10 лет.

(Ст. 49 Земельного Кодекса РК)

— Что означает нерациональное использование земли и как это контролируется?

Нерациональное использование сельскохозземель – это когда происходит ухудшение состояние земли в связи с использованием запрещенных гербицидов и пестицидов, либо, когда земля вообще не используется и зарастает сорняками.

Сегодня при акиматах действует специальный орган по контролю за рациональным использованием земли – земельная инспекция. Ее главная функция – контроль за правильным и рациональным использованием земли.

При выявлении нарушений, в отношении лиц, их допустивших, должны применяться меры административного воздействия, вплоть до изъятия земли.

(Приказ МНЭ от 27 марта 2015г. №268)

— Каковы действия со стороны государственных органов в случае выявления нерационального использования сельхозземель?

Если землепользователь нерационально использует земельный участок, то ему выписывается предписание об устранении нарушений. Если за следующий год после предписания ситуация не изменится, то местные исполнительные органы должны направить исковое заявление в суд об изъятии данного земельного участка.

— В случае, если иностранец приобретает долю менее 50%, в таком юридическом лице, не обходит ли он запрет?

Хотелось бы развеять эти опасения.

В соответствии с гражданским законодательством, такой иностранец — участник юридического лица не будет иметь права на его имущество, в том числе на земельный участок, а лишь имеет право на долю в уставном капитале.

Другими словами, собственником такого земельного участка является не иностранный гражданин, а юридическое лицо – резидент Казахстана, которое зарегистрировано и осуществляет деятельность по нашему законодательству и платит здесь налоги.

В случае, если иностранец захочет выйти из состава участников и получить свою долю землей, у него это не получится, так как он просто не сможет зарегистрировать свои права на землю.

Это также относится и к случаям, когда участниками юридического лица являются супруги, один из которых иностранец.

При этом следует учитывать специфику такой организационно-правовой формы как Акционерное общество. В АО нет долей, все имущество выражено в акциях, которые в свою очередь свободно обращаются на рынке, являясь ценными бумагами, которые могут продаваться и покупаться на биржах.

В этой связи нет необходимости контролировать доли акций, принадлежащих иностранцам, так как иностранный акционер, даже обладающий 100% -ной долей акций, не сможет получить землю в свою собственность аналогично иностранцу, собственнику любого другого юридического лица.

Резюмируя изложенное, право частной собственности на земельный участок сельхозназначения может находиться только у казахстанской компании, и при выходе из состава ее участников иностранец имеет право лишь на долю юридического лица, выплачиваемую в денежном выражении, а не на земельный участок.

— Может ли государство отобрать землю?

Да, может. В случаях, если земля не используется по назначению, например, она не обрабатывается, на ней не производиться продукция, то государство имеет право изъять ее. Второе, если контроль над качеством показывает, что земля используется не надлежащим способом (используются запрещенные химикаты), в результате чего земля превращается в песок. Земля также изымается в том случае, если хищнически эксплуатируется. Все эти меры принимаются вне зависимости от того, находится ли земля в частной собственности или в аренде.

— Что будет с арендованной землей в случае ее недобросовестного использования казахстанцами или иностранцами, если их действия приведут к истощению земли и ее отравлению запрещенными химикатами? Кто и как это должен контролировать?

Казахстанским законодательством запрещены к использованию химикаты, не включенные в официально разрешенный список пестицидов. Агрохимическая служба МСХ и земельные инспекции Акиматов постоянно контролируют качество почвы и состояние земель.

При нарушениях законодательства предусмотрены жесткие меры вплоть до изъятия земли.

Органами контроля при Акиматах проведены проверки земельных участков субъектов агропромышленного комплекса на предмет соблюдения земельного законодательства. В результате проведенной работы в 2015 году и первом квартале 2016 года выявлено 263,9 тыс. га нерационально используемых земель сельскохозяйственного назначения.

В минувшем году 187 собственникам и землепользователям выданы предписания об устранении нарушений земельного законодательства, в том числе 171 субъект привлечен к административной ответственности в виде штрафа на сумму 169,5 млн. тенге.

В первом квартале 2016 года 7 собственникам и землепользователям выданы предписания об устранении нарушений земельного законодательства, в том числе 5 субъектов привлечены к административной ответственности в виде штрафа на 106 тыс. тенге.

— Сколько земли может приобрести один человек?

Утверждены предельно максимальные размеры земель сельхозназначения в пределах одного административного района, которые могут находиться в частной собственности и аренды. Информацию о максимальном размере можете получить на сайте adilet.kz.

— Как иностранцы могут взять землю в аренду?

По закону земли в аренду предоставляются иностранцам только через конкурс. При этом, Правительство утвердило еще в 2003 году максимальный размер земли в одни руки для иностранцев по каждому району всех областей страны.

Например, в Целиноградском районе Акмолинской области  – это 1500 га, а нашим гражданам – 7500 га.

При этом, условия конкурса таковы, что потенциальный арендатор в обязательном порядке должен предоставить план использования земли. Если иностранцы нарушают наши требования, мы имеем право расторгнуть контракт и изъять земельный участок у иностранцев.

— Кем и как будет осуществляться контроль за целевым использованием земли? Не повлияет ли уровень коррупции в государственных органах на эффективность контроля за земельными ресурсами?

Контроль за целевым использованием земельных участков осуществляется уполномоченными органами по контролю за использованием и охраной земель (земельные инспекции) местных исполнительных органов.

Порядок и процедура контроля, а также принятие мер административного воздействия и изъятия четко регламентированы законодательством Республики Казахстан, что исключает возможность проявления коррупции  при проведении данных видов работ.

— Как будет осуществляться анализ состояния почвы и какие меры будут приниматься по отношению к нарушителям при ограниченном количестве специализированных учреждений, ведущих мониторинг использования земли и контроля за землепользованием?

Агрохимическая служба МСХ и земельные инспекции Акиматов постоянно контролируют качество почвы и состояние земель.

При нарушениях законодательства предусмотрены жесткие меры вплоть до изъятия земли.

Так, органами контроля при Акиматах проведены проверки земельных участков субъектов агропромышленного комплекса на предмет соблюдения земельного законодательства. В результате проведенной работы в 2015 году и первом квартале 2016 года выявлено 263,9 тыс. га нерационально используемых земель сельскохозяйственного назначения.

В минувшем году 187 собственникам и землепользователям выданы предписания об устранении нарушений земельного законодательства, в том числе 171 субъект привлечен к административной ответственности в виде штрафа на сумму 169,5 млн. тенге.

В первом квартале 2016 года 7 собственникам и землепользователям выданы предписания об устранении нарушений земельного законодательства, в том числе 5 субъектов привлечены к административной ответственности в виде штрафа на 106 тыс. тенге.

Таким образом, соответствующими государственными органами на постоянной и системной основе ведутся работы по контролю за использованием земельных ресурсов, в том числе за качеством состояния почв.

 — По каким принципам исчисляется размер взимаемой платы за аренду земли во временное пользование?

За земельные участки, предоставленные государством во временное возмездное землепользование (аренду), взимается плата за пользование земельными участками.

Порядок исчисления и уплаты в доход бюджета платы за пользование земельными участками определяется в соответствии с налоговым законодательством Республики Казахстан.

Ставки платы устанавливаются не ниже размеров ставок земельного налога.

— Могут ли горожане получить участок размером в 10 соток на безвозмездной основе?

При испрашивании земельных участков для индивидуального жилищного строительства заявления (ходатайства) граждан берутся на специальный учет и удовлетворяются по мере подготовки площадок для отвода либо при наличии свободных территорий, используемых для индивидуального жилищного строительства.

Правила предоставления земельных участков под индивидуальное жилищное строительство гражданам утверждаются центральным уполномоченным органом. При предоставлении земельных участков для индивидуального жилищного строительства на бесплатной основе учитывается наличие или отсутствие у гражданина земельных участков, права на которые были предоставлены государством для индивидуального жилищного строительства.

Местные исполнительные органы города республиканского значения, столицы, района, города областного значения, акимы поселков, сел, сельских округов обязаны обеспечить доступность информации о подготовке площадок для отвода и о списках очередности на получение земельного участка для индивидуального жилищного строительства посредством их размещения на специальных информационных стендах и (или) путем опубликования в средствах массовой информации на казахском и русском языках не реже одного раза в квартал.

— Может ли население участвовать в решении земельных вопросов местного значения?

Да могут. Согласно Земельного кодекса и Закона РК «О местном государственном управлении и самоуправлении в Республике Казахстан» аким района в городе, города районного значения, поселка, села, сельского округа в пределах своей компетенции осуществляют регулирование земельных отношений, а также участие граждан в местном самоуправлении.

Кроме того, статьей 15 Земельного кодекса предусмотрена компетенция местных представительных органов и органов местного самоуправления, где указано, что органы местного самоуправления в области регулирования земельных отношений обеспечивают участия населения в решении вопросов местного значения.

— При каких условиях земельный участок передается на аукцион?

Земельные участки, находящиеся в государственной собственности, могут быть объектами торгов через аукцион с учетом положений, установленных статьей 48 Земельного кодекса, где предусмотрены исключительные случая, когда земельный участок может быть предоставлено вне торгов.

Условия передачи земельного участка на аукцион определяться в зависимости от его использования и целевого назначения земельного участка в соответствиии с Правилами организации и проведения торгов (конкурсов, аукционов) по продаже земельного участка или права аренды земельного участка утверждены приказом Министра Национальной экономики от 31 марта 2015 года за № 290.

С правилами рационального использования земель сельхоз назначения, вы можете ознакомиться по ссылке:http://adilet.zan.kz/rus/docs/V1500011549

Сою начали выращивать в Северном Казахстане

Сельхозтоваропроизводители Северо-Казахстанской области впервые посеяли сою, сообщает корреспондент МИА «Казинформ».

Объемы посевных площадей увеличили в Атырауской области

В Атырауской области увеличены объемы посевных площадей. Об этом стало известно во время рабочего совещания …

Бакытжан Сагинтаев поручил содействовать в доставке минудобрений до аграриев

Премьер-Министр РК Бакытжан Сагинтаев поручил министру по инвестициям и развитию  оказать содействие в доставке …